Что понимают под домашним насилием?
Понятия «дом» и «насилие» кажутся несовместимыми. Дом дает защиту, безопасность, любовь и возможность открываться и развиваться способностям ребенка и взрослого. Однако в мире ежегодно погибают тысячи детей и взрослых не от преступника на улице, не от незнакомого случайного агрессора, а от близкого, родного человека. А психологическое насилие как вид воспитания наносит еще большее количество травм.
Домашнее насилие является проблемой, которая существует во многих странах мира. Распространенность случаев насилия над детьми, по результатам исследований разных авторов, составляет от 3% до 30% общего количества детского населения.
Домашнее насилие–это повторяющиеся циклы физического, сексуального, психологического, эмоционального и экономического оскорбления по отношению к своим близким с целью обретения над ними власти и контроля.
Одна из главных особенностей домашнего насилия состоит в том, что оно не является ни случайностью, ни досадным эпизодом, а имеет системный характер и проявляется в повторяющихся циклах разных видов насилия. Домашнее насилие не является конфликтом, который можно разрешить при помощи переговоров, компромиссов и взаимных уступок. В ситуации насилия в семье поводом для агрессии является не проблема, а интересы только одной стороны - обидчика, целью которого является желание контролировать и управлять поведением и чувствами другого.
Второе отличие домашнего насилия от других агрессивных актов заключается в том, что оно происходит в отношении к близким людям: супругам, родителям, детям, другим родственникам, т.е. тех людей, кто рассчитывает на безопасность и любовь.
Третья важная особенность домашнего насилия - чаще всего его жертвами становятся женщины. Свидетели насилия, дети также подвержены травматизации и переживают те же психологические последствия, что и жертва. Это важно знать матерям, сохраняющим отношения с агрессором «ради детей», или по другим причинам.
Выделяют четыре вида жестокого обращения с детьми
1. Физическое насилие
2 Пренебрежение
3. Психологическое насилие
4. Сексуальное насилие
Физическое насилие
Физическое насилие — это вид отношения к ребенку, когда ему умышленно причиняют боль, телесные повреждения или не предотвращают возможности их причинения.
В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физических наказаний – от подзатыльников и шлепков до порки ремнем, избиения, истязания, сотрясения, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и др. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом). Физическое насилие может проявляться в виде действий, которые причиняют вред здоровью или представляют угрозу жизни ребенка: родители выгоняют ребенка в мороз на улицу без теплой одежды; запирают на длительное время, лишая еды и питья, и т.д. Кроме того, сюда же можно отнести такие действия, как грубое нарушение необходимого режима: например, ребенка часто будят ночью, заставляя выполнять какие-либо приказы, шумят, мешая спать или учить уроки и др.
Признаки того, что ребенок стал жертвой физического насилия: необъяснимо возникшие кровоподтеки; шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами; следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от веревочной петли); след от укуса на коже; наличие на голове участков кожи без волос; следы от ожогов (от кончика сигареты, ожоги по форме «варежки» или «носка», от утюга); необъяснимые переломы костей, вывихи, раны; повреждения внутренних органов (разрыв печени, ушибы почек, мочевого пузыря).
Особенности поведения ребенка – жертвы физического насилия: испытывает страх при приближении к нему родителя; он пассивен или повышено агрессивен; у него появились необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный, теперь он постоянно грустен, задумчив, замкнут); он чувствует страх перед возвращением домой; учащаются случаи причинения себе вреда — саморазрушающего поведения (употребление алкоголя, наркотиков, курение); побеги из дома; отчаянные просьбы и мольба ребенка не сообщать родителям о его неудачах (двойки, прогулы, плохое поведение) в школе.
Физическое насилие — явление распространенное в нашем обществе. Основные причины, провоцирующие взрослых применять меры физического воздействия, следующие: плохое поведение, школьная неуспеваемость, невыполнение домашних обязанностей и т.п. Часто взрослые, использующие физическое насилие над ребенком, убеждены в пользе физических наказаний; у них отсутствует эмоциональный контакт с ребенком, они плохо осознают реальные возможности ребенка, демонстрируют нереалистичные ожидания от него; в отношениях с ребенком почти не используют похвалу, не проявляют положительные эмоции.
Испытавший физическое насилие ребенок, наблюдая за поведением агрессивного родителя, вырабатывает свою агрессивную модель поведения. Но выражение гнева по отношению к насильнику бывает слишком опасно или не приносит результата, поэтому гнев ребенка обращается самого себя, вызывая депрессию, ненависть к себе, саморазрушающее поведение. Жертвы физического насилия ощущают себя непопулярными, несчастными, непослушными, а любое наказание считают справедливым.
Основными последствиями физического насилия для детей являются неумение контролировать свою импульсивность, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям. Непосредственно после травмы возникают острые состояния страха, отсроченными последствиями могут стать садистские наклонности.
Пренебрежение или заброшенность ребенка
Пренебрежение негативно влияет на эмоциональное и психическое развитие ребенка. Родительская забота, тепло и эмоциональная близость создают в ребенке чувство привязанности, которое является основой развития личности ребенка, вселяя уверенность в том, что он желанен, достоин любви и может рассчитывать на своих родителей как на заботливых и учитывающих его потребности людей. Ребенок, привязанный к родителям, использует их как источник безопасности, уверенности в условиях напряженности и стресса. Этот первый опыт привязанности к родителям является моделью последующих отношений с другими людьми.
Физическое пренебрежение:
- ребенка оставляют без соответствующего его возрасту необходимого питания, или пищу готовят неприемлемым для него способом (например, шестимесячному ребенку дают кусками пищу, которую он не в состоянии жевать и глотать);
- ребенку не меняют пеленки, памперсы;
- на плач ребенка не реагируют соответствующим способом (забывают время кормления, не берут на руки, не утешают и не пытаются понять причину плача);
- ребенка одевают не по погоде.
Эмоциональное пренебрежение:
- равнодушное отношение к потребностям ребенка и отказ в их удовлетворении («отстань, займись сам чем-нибудь»);
- отсутствие одобрения успехов ребенка;
- игнорирование ребенка, т. е. невнимание к нему, неуважение его как личности;
- нежелание эмоциональной близости с ребенком.
Обычно родители утешают и поддерживают ребенка, когда он несчастен или испытывает боль, и позднее ребенок сам учится регулировать свою эмоциональную жизнь. Родители, которые пренебрегают ребенком, эмоционально отвергают его, оставляя наедине с непосильными для него отрицательными чувствами, лишают его эмоциональной защиты и чувства безопасности.
Нарушения эмоциональной жизни заброшенного или подвергшегося насилию ребенка, проявляются прежде всего в виде эмоциональной неуравновешенности, эмоционального равнодушия, перевеса отрицательных чувств над положительными.
Пренебрежение здоровьем ребенка:
- отсутствует регулярная проверка здоровья;
- родители отказываются от необходимых для ребенка медицинских процедур (вакцинация, лабораторное и диагностическое обследование и пр.);
- ребенку не покупают необходимые лекарства;
- ребенку дают заведомо неправильные либо некачественные лекарства или в неправильной дозировке;
- в случае серьезной травмы или заболевания не обращаются к врачу;
Пренебрежение образованием ребенка:
- ребенок часто пропускает занятия;
- родители утром не будят ребенка в нужное время и он часто опаздывает в школу;
- родители вместо занятий оставляют ребенка дома для присмотра за младшими детьми или выполнения какой-либо работы;
- родители не заботятся о возможностях развития способностей ребенка;
- родители не интересуются школьными проблемами и успеваемостью ребенка.
Частое отсутствие в школе становится причиной трудностей в учебе и недоразумений с учителями. Это, в свою очередь, нарастает как снежный ком и формирует страх перед школой и всем, что с ней связано.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ
Психологическое насилие — это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей.
К психологическому насилию относят, например, частые конфликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку. Из-за душевного насилия тормозится интеллектуальное развитие ребенка, ставится под угрозу адекватное развитие познавательных процессов и адаптационные способности. Он становится легко ранимым, снижается способность к самоуважению. Ребенок развивается социально беспомощным, легко попадает в конфликтные ситуации и с большой долей вероятности будет отвергаться ровесниками.
Эмоциональное насилие как составляющая психологического насилия — это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.
В процессе развития ребенку приходится неоднократно испытывать напряжение из-за неадекватных эмоциональных реакций взрослого или другого ребенка: страх, унижение, волнение, подавленность и т. д. Продолжительное эмоциональное напряжение тормозит нормальное, соответствующее возрасту, самовыражение,
Нормальные реакции родителей на успех ребенка — похвала, чувства гордости и радости. Однако, иногда родители выражают равнодушие и даже раздражение. В дальнейшем, ребенок, которому неоднократно приходится сталкиваться с неадекватными реакциями родителей в ответ на его достижения, быстро теряет мотивацию и чувство гордости за свои успехи, он даже делает вывод, что проявлять радость - это неправильно.
Постоянные переживания отрицательных эмоций из-за конфликтов, ссор, агрессии и насилия в семье, а также невозможность признаться кому-либо в своих бедах (поскольку это является секретом семьи) и хоть немного облегчить свою душу приводят к тому, что чувства ребенка как бы замораживаются. Возникает своего рода эмоциональная тупость, которая заглушает боль. Без этого просто не выжить. «Замораживанию» чувств способствует и то, что в таких семьях вообще не принято выражать свои эмоции. С самого раннего детства ребенок слышит: «Не реви!», «Не злись», « «Отстань, не мешай мне», «Не путайся под ногами!» и т. д.
К эмоциональному насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:
- изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения;
- угрюмость, отказ от обсуждения его проблем;
- оскорбление ребенка, брань, издевки;
- поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы;
- предъявление завышенных требований, чрезвычайная критичность;
- запугивание наказанием
Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе ряда физических и поведенческих проявлений ребенка, например, если он:
- эмоционально невосприимчив, равнодушен;
- грустен, имеет сниженное настроение;
- сосет пальцы, монотонно раскачивается ;
- замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;
- приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
- испытывает ночные приступы страха, плохо спит;
- не выказывает интереса к играм, развлечениям
Психологическое насилие наносит ребенку не менее глубокую травму, чем физическое, и влияет на всю жизнь в будущем. «Не трогай, опять сломаешь», «дурак, неумеха, бестолочь», «откуда руки растут», «в кого такой уродился» - что только не услышишь, когда родители ругают ребенка за какую-либо провинность или оплошность. Воспитание ребенка в условиях, когда родители систематически унижают и оскорбляют его, выражают неверие в его силы и способности, сравнивают с ненавистным родственником, обвиняют во всех неудачах, приводит к деформации личности, ребенок растет со знанием того, что он плохой и несостоятельный во всем. В дальнейшем он воспроизводит уже усвоенные им модели поведения в собственной жизни, в том числе, и в общении со своими детьми.
Методы, которыми взрослые добиваются послушания, разнообразны: психологические ловушки, обман, увертки, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение, вплоть до истязания, обесценивание взрослыми всего того, что делает ребенок в семье («У тебя руки не из того места растут — лучше ничего не трогай!», «Все равно ничего хорошего не получится!»). Причины такого воспитания не в том, что родители целенаправленно хотят воспитать злодеев - они совершенно искренне убеждены, что делают все для блага ребенка!
Автор утверждает, что в основе психологического насилия родителей по отношению к детям лежат их собственные психологические проблемы, которые они пытаются решить за счет детей ."Здоровый человек не издевается над другими. Мучителем становится перенесший муки" (Карл Густав Юнг).
Среди родительских мотивов жестокого обращения с детьми могут быть:
- потребность найти выход для подавленных чувств (гнев, агрессия, неудовлетворенность работой или браком и т.д.);
- потребность иметь объект для манипулирования в полном распоряжении (ребенок в силу своей беззащитности и зависимости от родителей – идеальный объект);
- стремление утвердить правильность собственного воспитания посредством приложения методов, применявшихся их родителями, к своим детям;
- страх дать детям свободу;
- страх проявления в детях того, что было подавлено в себе;
- реванш за боль и унижения, испытанные в детстве (и не только в детстве).
Родители могут не осознавать своих психологических проблем, не бороться с ними и продолжать изо дня в день из лучших побуждений «отравлять» детство собственных детей. Но ведь вред, нанесенный по незнанию или неосторожности, не перестает быть вредом. Такие родители больше всего ценят послушание и воспитывают детей в духе безусловного подчинения. Психолог Алиса Миллер в 1080 году в книге «Для твоего собственного блага» назвала такие принципы воспитания "отравляющей педагогикой" и описала основные установки, которыми руководствуются родители –тираны.
Любовь детей к родителям – это их обязанность.
Родители заслуживают уважения просто потому, что они родители.
Дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети.
Высокая самооценка – это плохо.
Низкая самооценка – это хорошо, так как делает людей бескорыстными и способными к самопожертвованию.
Нежность и любовь к детям вредны.
Суровость, холодность, грубость по отношению к детям – хорошая подготовка к жизни.
Удовлетворять детские желания – значит баловать детей.
Притворная благодарность детей лучше, чем честная неблагодарность.
То, как ребенок себя ведет, важнее, чем то, что он на самом деле думает и кем на самом деле является.
Родители не могут говорить глупости или быть виноватыми.
Родители всегда правы.
Если добросовестно следовать правилам «отравляющей педагогики», в результате вы получаете ребенка с «убитой» душой, который, вырастая, сам становится «душегубом».
Если воспитание сводится только к соблюдению набора последовательных строгих правил, и ребенок не получает душевного тепла, то впоследствии ему будет трудно выражать свои добрые чувства; его всегда будут преследовать депрессивность, подавленность, мучительное, терзающее чувство вины и психосоматические заболевания. Родители с помощью «отравляющей педагогики» могут вырастить лишь жестоких, бессердечных людей или пугливых неудачников.
Главное желание родителей в наши дни — это успешная социализация ребенка. Поэтому ребенок считается "хорошим", когда ведет себя социально одобряемо: слушается старших, вежливо здоровается и т. д. Он по-прежнему "должен" родителям, но уже не прислуживать в доме или терпеть побои (как в прошлые века), а быть социально успешным: хорошо учиться, быть лучшим — таким, чтобы родители могли им гордиться. Социальные успехи ребенка становятся престижем родителей. И нередко он оказывается виновным, если "не оправдал доверия": "Лучше бы я пошла работать, чем с тобой сидела!", "Я столько в тебя вложил(а)!" — то и дело слышит ребенок от родителей. Физический контроль сменяется психологическим: телесным наказаниям предпочитают манипуляции и эмоциональный шантаж ("Веди себя хорошо, и тогда я...", "Мальчики никогда не плачут"). Миллион условностей, а про безусловную любовь опять забывают!
С чего же начать? С себя, с честного отношения к своей судьбе и вопросов к самому себе.
Пять вопросов о безусловной любви и завышенных ожиданиях
1. Что я буду чувствовать, если узнаю, что мой ребенок не совсем такой или совсем не такой, как я бы хотел(а)?
2. Могу ли я принять своего ребенка таким, какой он есть на самом деле, а не в моих мечтах или планах?
3. Могу ли я получать радость от общения с ребенком, отдавая ему свою любовь и не требуя ничего взамен?
4. Даю ли я право своему ребенку выражать чувства и переживания? Уважаю ли я его чувства?
5. Не пытаюсь ли я реализовать собственные амбиции или выразить собственные страхи или агрессию за счет своего ребенка?
Это не тест, и на эти вопросы нет правильных или неправильных ответов. Это вопросы для размышления о том, какую роль на самом деле мы играем в жизни своих детей, и какую они - в нашей.
В отношениях с детьми необходимо выработать для себя следующие правила:
Мой ребенок достоин уважения с моей стороны.
Он имеет собственные права, и я отношусь к ним с пониманием.
Я принимаю чувства своего ребенка и проявляю к ним терпимость.
Я наблюдаю за поведением своего ребенка и познаю его самобытность, эмоциональность, я нахожу в нем отражение своего характера.
В течение дня я обнимаю своего ребенка не менее 4 раз.
раскрыть » / « свернуть